Библиотека думающего о России www.patriotica.ru

Разделы

 

Темы материалов

 

Помощь


Вы здесь:   Главная / Самосознание и вера /

Пётр Струве

Интеллигенция и национальное лицо

"Инцидент" с г. Чириковым признан "исчерпанным" (см. "Нашу Газету" от 8-го марта). Сам по себе он мало интересен и будет, вероятно, скоро забыт. Но этот случай показал, что нечто поднялось в умах, проснулось и не успокоится. Это проснувшееся требует, чтобы с ним считались и посчитались.

Это нечто есть национальное лицо.

Есть Российская империя и есть русский народ.

Русскую "интеллигенцию" упрекают и обвиняют, - и пишущий эти строки принадлежал к самым решительным обвинителям, - в том, что в ней слабо развит "государственный" смысл. Это верно вообще, но в одном отношении в русской интеллигенции "государственное" решительно возобладало над "национальным". Не знаменательно ли, что рядом с "Российской империей", с этим, в глазах всех радикально мыслящих, оффициальным, казенным чудовищем-Левиафаном, есть тоже "российская" социал-демократическая рабочая партия. Не русская, а именно "российская". Ни один русский иначе, как слегка иронически, не скажет про себя, что он "российский" человек, а целая и притом наирадикальнейшая партия приименила к себе это оффициальное, ультра-"государственное", ультра-"имперское" обозначение. Это что-нибудь да значит! Это значит: она хочет быть безразлична, безцветна, безкровна в национальном отношении.

Вот чего - во имя государственности! - захотела русская интеллигенци.

Я не буду ставить здесь проблемы национального государства. Меня сейчас интересует не эта сложная и громадная проблема.

Для меня важно сейчас подчеркнуть, что ради идеала человечной, справедливой и разумной государственности русская интеллигенция обесцвечивает себя в "российскую". Этот космополитизм очень "государственен" ибо "инородцев" нельзя ни физически истребить, ни упразднить, как таковых, т.е. нельзя сделать "русскими", а можно лишь воспринять в единое "российское" лоно и в нем упокоить. Но позвольте мне, убежденному стороннику "государственности", возстать против обнаруживающейся в этом случае чрезмерности культа государственного начала. Позвольте мне сказать, что так же, как не следует заниматься "обрусением" тех, кто не желает "русеть", так же точно нам самим не следует себя "оброссiивать". Прошу прощения за это варварское слово, но его нужно было придумать, ибо на самом деле интеллигенция давно "оброссиивает" себя, т.е. занимается тем, что во имя своего государственного идеала безнужно и бесплодно прикрывает свое национальное лицо.

Безнужно и бесплодно, ибо его нельзя прикрыть.

Когда-то думали, что национальность есть раса, т.е. цвет кожи, ширина носа ("носовой указатель") и т.п. Но национальность есть нечто гораздо более несомненное и в то же время тонкое. Это духовные притяжения и отталкивания, и для того, чтобы осознать их, не нужно прибегать ни к антропометрическим приборам, ни к генеалогическим разысканиям. Они живут и трепещут в душе.

Можно и нужно бороться против того, что в холодные и бесстрастные веления закона, которые должны быть основаны на государственном начале правового равенства, вторгаютя и их суровый строй нарушают эти притяжения и отталкивания.

Это само собой понятно.

Но "государственная" справедливость не требует от нас "национального" безразличия. Притяжения и отталкивания принадлежат нам, они - наше собственное достояние, в котором мы вольны, мы все, в ком есть органическое чувство национальности, какова бы она ни была. И я не вижу ни малейших оснований для того, чтобы отказываться от этого достояния в угоду кому-либо и чему-либо, даже в угоду государственному началу.

Необходимо размежевать эти две области: область правовую и государственную с одной стороны и с другой стороны - ту область, в которой правомерно действуют национальные притяжения и отталкивания. Специально в еврейском вопросе это и очень легко, и очень трудно. Очень легко потому, что еврейский вопрос формально есть вопрос правовой, вопрос простой государственной справедливости. Очень трудно потому, что сила отталкивания от еврейства в самых различных слоях русского населения фактически очень велика и нужна большая моральная и логическая ясность для того, чтобы, несмотря на это отталкивание, бесповоротно решить правовой вопрос. Но трудность не только в этом. При всей силе отталкивания от еврейства широких слоев русского населения, из всех "инородцев" евреи всех нам ближе, всего теснее с нами связаны.

Это культурно-исторический парадокс, но это так. Русская интеллигенция всегда считала евреев своими, русскими, и не случайно, не даром, не по "недоразумению". Сознательная инициатива отталкивания от русской культуры, утверждения еврейской "национальной" особности принадлежит не русской интеллигенции, а тому еврейскому движению, которое известно под названием сионизма. Пусть оно порождено юридическим положением евреев в России, но это факт. Я не сочувствую нисколько сионизму, но понимаю, что проблема "еврейской" национальности существует, что она есть, пожалуй, в настоящее время даже растущая проблема. А в то же время нет в России других "инородцев", которые играли бы в русской культуре такую роль, какую играют евреи. И еще другая трудность: они играют ее, оставаясь евреями. Неоспорима роль немцев в русской культуре и в особенности в русской науке. Но немцы, оплодотворяя русскую культуру, без остатка растворялись и растворяются в ней не индивидуально, а именно в культурном смысле. Не то евреи, если в самом дале есть еврейская "национальность", как утверждавт сионисты. Допустим, что Брюллов был великим живописцем (в чем я сомневаюсь). Можно спорить о том, какая национальность, - немецкая или русская, - в праве претендовать на эту честь, но совсем не тот смысл имеет вопрос, был ли Левитан русским или еврейским живописцем. Если бы я даже был "антисемитом" и если бы конгресс сионистов соборно и оффициально провозгласил его еврейским художником, я бы продолжал твердить: а все-таки Левитан был русский (не "российский"!) художник. И хотя я вовсе не антисемит, я скажу: Левитана я люблю именно за то, что он русский художник. Может быть, есть великие еврейские художники, но они в моей душе не шевелят и не могут шевелить ничего такого, что в ней поднимает Левитан.

Эти чувства, - национальные русские чувства, которые связывают меня с Левитаном и могут меня отталкивать от г. Шолома Аша (с произведениями которого я впрочем совершенно незнаком и который есть для меня одно лишь "имя"), не имеют ничего общего с вопросами о черте оседлости и о проценте еврейских студентов. И это нужно понять.

Я и всякий другой русский, мы имеем право на эти чувства, - право на наше национальное лицо.

Чем яснее это будет понятно и нами, русскими, и представителями не-русских национальностей, тем меньше в будущем предстоит недоразумений. Решение национальных вопросов может быть основано лишь на моральных и политических принципах и не должно зависеть от чувств.

В тяжелых испытаниях последних лет вырастает наше национальное русское чувство. Оно преобразилось, усложнилось и утончилось, но в тоже время возмужало и окрепло. Не пристало нам хитрить с ним и прятать наше лицо.

Петр Струве

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗИГЗАГИ И НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ ПРАВДА

Моя статья "Интеллигенция и национальное лицо" вызвала ответную статью П.Н. Милюкова. К сожалению, в этой статье нет ни малейшего обсуждения вопроса по существу, есть лишь туманные психологические сближения и догадки, которые я должен отклонить, и столь же туманные социологические пророчества, в которые не могу уверовать. "Национальное лицо", с которым, по моему мнению, "не пристало хитрить" и которое не следует "прятать", психологически сближается с лицом каких-то, очевидно, крайне правых изуверов, которых г. Милюков видел недавно на трибуне Гос. Думы.

Впрочем, П.Н. Милюков только "боится", что "национальное лицо", о котором я говорю, "будет больше походить на изнанку", и затем успокаивает своих читателей словами, "конечно, нет", для того, чтобы в моем лице завинить какую-то часть русской интеллигенции в том, что она "в поте лица своего ищет экзотических формул и гоняется за экзотическими чувствами".

"Аполитизм" такого "интеллигента последней формации непосредственно ведет его по наклонной плоскости эстетического национализма, быстро вырождающегося в настоящий племенной шовинизм," - утверждает г. Милюков.

Такими полемическими зигзагами П.Н. Милюков сперва успокаивает своих читателеи и затем снова на их глазах сводит то "национальное лицо", о котором говорил, с "искаженным и тоже больным почти лицом сумасшедшаго и маньяка" каких-то думских изуверов. А в заключение "настроение", которым продиктована моя статья, объявляется "нездоровым национализмом", порожденным в "гнилой атмосфере общественной реакции", и относительно таких людей, как я, "произносящих слова, реальный смысл которых они забыли или не знали", выражается надежда, что они, встретившись с "проекцией своих слов в живой действительности... лучше научатся взвешивать свои слова и понимать их общественное значение".

Полемические зигзаги кончаются учительным словом.

К сожалению, ни эти полемчческие зигзаги, ни венчающее их учительное слово не могут оказать на таких людей, как я, ни малейшего действия.

Ибо прежде всего для меня ясен притянутый за волосы полемический смысл тех психологических сближений, которые делает почтенный П.Н. Милюков. Ведь когда он огульно осуждает всевозможные "искательства", - эстетические, этические, философские, - я в праве спросить: почему же, если искательства вообще столь вредоносны, газета "Речь" систематически преподносит их образчик своим читателям в статьях Дм.С. Мережковского? Я не виню в этом газету "Речь", ибо гораздо раньше эти "искательства" появлялись на страницах редактируемого мною журнала. Но я говорю об этом для того, чтобы показать, что в "нездоровом национализме", мною обнаруженном, ни при чем "искательства", о которых идет речь, и что по существу вопроса подобное сближение ничего не говорит.

Далее, когда меня пугают "проекцией" моих слов в "живой действительности", я совсем не пугаюсь. Просто это не аргумент. Ибо так "аграрную программу" партии народной свободы можно опровергнуть ее предполагаемой "проекцией" в виде или всеобщего земельного поравнения, или даже аграрных погромов. И сколько раз мы встречались с тем, что наши взгляды не опровергались по существу, а полемически ставились на очную ставку с такой их "проекцией". Повторяю, это не аргумент в рассуждении по существу, а психологический прием в полемике.

И когда я писал свою статью, я, конечно, не "слепо произносил" слова, а хорошо понимал их "общественное значение" и улавливал, какие "проекции" пожелають им дать.

Итак - увы! - мой оппонент ничего не сказал по существу поднятаго вопроса. Пожалуй, больше его сказала или по крайней мере откровеннее высказалась "Наша Газета", недоуменно воскликнувшая: "Своевременно ли?"

В самом деле, своевременно ли говорить о "национальном лице" и делать те выводы, которые я сделал?

Как ни велика мудрость, заключающаяся в этом вопросе, я ею воспользоваться не могу, ибо я уже совершил "несвоевременный" поступок. И потому я постараюсь вкратце еще раз подчеркнуть свою мысль или, вернее, некоторые выводы из нее.

К национальным вопросам в настоящее время прикрепляются сильные, подчас бурные чувства. Чувства эти, поскольку они являются выражением сознания своей национальной личности, вполне законны, и принципиальное их подавление и угашение есть глубокая ошибка и великое уродство.

Такое угашение загоняет эти чувства внутрь, и они могут тогда вырываться наружу действительно в искаженном и изуродованном виде и производить настоящие опустошения. Разумное решение вопросов права этим угашением национального чувства не только не облегчается, а, наоборот, затрудняется.

Раз с такой щедростью пускаются в ход варварские слова с греческим отрицанием "а" и раз пошел рядом с "аполитизмом", выдуманный, кажется, С.Н. Прокоповичем, гулять по русской печати "асемитизм", то да позволено мне будет высказать, что этот самый ужасный "асемитизм" - гораздо более благоприятная почва для правового решения еврейского вопроса, чем безысходный бой, мертвая схватка "антисемитизма" с "филосемитизмом".

Ни одна нерусская национальность не нуждается в том и не требует того, чтобы все русские ее непременно любили, еще менее в том, чтобы они притворялись любящими ее. И, право, "асемитизм", сочетаемый с ясным и трезвым пониманием известных моральных и политических принципов и вытекающих из этих принципов государственных необходимостей, гораздо более нужен и полезен нашим еврейским согражданам, чем сентиментально-дряблый "филосемитизм", не говоря уже о "филосемитизме" вынужденном или симулированном.

И далее. Я полагаю, евреям полезно увидеть открытое "национальное лицо" той части русского, конституционно и демократически настроенного общества, которая этим лицом обладает и им дорожит. И, наоборот, для них совсем не полезно предаваться иллюзии, что такое лицо есть только у антисемитического изуверства. Вот почему, возвращаясь к вопросу, поставленному "Нашей Газетой", я скажу и этим закончу: правда в "национальном вопросе" своевременна, и "национальное лицо", о котором я заговорил, есть не медузова голова, а честное и доброе лицо русской национальности, без которой не простоит и "российское" государство.

Петр Струве

[*] "В основе націи всегда лежит культурная общность в прошлом, настоящем и будущем, общее культурное наследіе, общая культурная работа, общія культурныя чаянія."

"Это было ясно еще в классической древности, где эллинство было широкой національной идеей, не умещавшейся в государственныя рамки. <...> Сократ [утверждал]: "Эллинами называются скорее те, кто участвуют в нашей культуре, чем те, кто имеют общее с нами происхожденіе." Некоторые современные шарлатаны развязно выбросили за борт эту старую истину."

"Ценность и сила націи есть ценность и сила ея культуры, измеряемая тем, что можно назвать культурным творчеством."

"Всякая крупная нація стремится создать себе государственное тело. Но идея и жизнь націи всегда шире, богаче и свободнее идеи и жизни государства. <...> В націи, которая есть лишь особое, единственное выраженіе культуры, нет того жесткаго начала принужденія, которое неотъемлемо от государства. Ибо культура и по своей идее, и в своих высших реальных воплощеніях означает всегда духовныя силы человечества в их свободном росте и объединеніи." (май 1908)


Автор:
Струве Пётр Бернгардович


Смотрите тему:
Русская идея


Вы здесь:   Главная / Самосознание и вера / Интеллигенция и национальное лицо

Новости библиотеки
e-mail:

Рейтинг@Mail.ru HotLog